PressfotoShutterstockFotoliaStockXpertDreamsTimeBigStockPhotoCrestock123rfCanStockPhotoiStock
Рекомендуемые ссылки
Обзор сервиса StockerHelp

Бесплатная онлайн служба
для загрузки фотографий


Конфиденциальность

Почему нам можно доверять

Этапы создания стоковой фотографии. Особенности процесса

Что необходимо сделать, для того чтобы продать фото? Это, пожалуй, самый животрепещущий вопрос, который беспокоит всех участников стокового рынка. Ответ кажется очевидным: сделать удачный кадр и выложить его на продажу. Однако, не все так просто. Работа самого фотографа это лишь часть процесса создания стоковой фотографии. На нашем примере мы можем говорить о целой команде специалистов, каждый из которых вносит свою лепту в конечный результат. В процессе создания фотографий участвуют не только фотографы и дизайнеры. Это арт-директор, кастинг-менеджер, аналитик, а также стилист и визажист, постоянно работающие на съемочной площадке. Наличие большой команды не значит, что отдельный человек не справится сам с объемом работы. Но наш опыт показал, что больших успехов можно достичь только в команде. Мы, ни в коем случае, не пытаемся навязывать свое мнение, это действительно вопрос личного опыта, которым мы здесь готовы делиться. Если вы знаете что-то, о чем не знаем мы, с чем-то не согласны – высказывайте свое мнение, мы всегда рады конструктивной критике.

 

Определение стоковой фотографии

Для того чтобы создать что-то, совершенно необходимо понимать, что именно ты создаешь. Поэтому, для начала, давайте попытаемся сформулировать, что такое стоковая фотография. На данный момент определение стоковой фотографии каждый толкует по-своему. Взять хотя бы фотографов, чьи мнения насчет фотографии вообще и стоковой фотографии в частности иногда не совпадают. Потому что стоковая фотография пока очень слабо изучена на предмет столкновения творчества и коммерции. Так или иначе, большинство, мы думаем, согласится со сжатым определением стоковой фотографии, как изображения на определенную тематику, права на использование которой в качестве иллюстрации или рекламы продаются на мировом стоковом рынке он-лайн. То, что мы видим в рекламе каждый день – это стоковая фотография. Чем она успешнее, тем чаще мы ее видим в полиграфии и всемирной сети. 

 

Анализ рынка. Мейнстрим и ниши

Анализ рынка – это один из важнейших этапов создания стоковой фотографии. Именно здесь формируется основа для успеха того или иного снимка, и именно на этом этапе проще всего ответить на вопрос что нужно сделать, чтобы продать фото. Смотрите, что делают другие и делайте выводы. В рамках нашей организации этим процессом занимается аналитик, но это вовсе не означает, что это нельзя делать самостоятельно. Не только можно, но и нужно. Отслеживайте активность лидеров стокового рынка. Смотрите, какие работы они загружают, выявляйте тематику, выясняйте, не пересекаются ли одинаковые тему у популярных фотографов. Например, когда мы видим, что эксклюзивные и даже не эксклюзивные фотографы начинают одновременно загружать на стоки фотографии природы, у нас возникает вопрос – что они знают такого, чего не знаем мы? Анализируйте новые тенденции и ищите в похожих темах разных фотографов какой-то объединяющий их тренд – контраст, цвет, одна и та же деталь, похожая композиция, что-то, что делает эти работы самыми продаваемыми в данный момент.

У вас может возникнуть вопрос – не проще ли быть самобытным художником, который творит в своей нише и, не имея конкурентов, продает эксклюзивный продукт? Анализируя стоковый рынок, мы пришли к выводу, что при стремлении быть коммерчески успешным фотографом, необходимо хотя бы часть работы посвящать мэйнстриму – популярным и прибыльным темам. Однако не стоит забывать, что конкуренция тут  высока. Работа в нишах также бывает прибыльной, но тут важно понимать, что свободных ниш очень мало. Можно попробовать создать свое направление в какой-то нише – это сложно, но эффективно – вы создаете тренд и снимаете все сливки до того, как туда придут остальные 50’000 фотографов этого рынка. Приходя в занятую нишу, будьте готовы к тому, что конкуренция будет не такой, как в мейнстриме, но и уровень дохода будет ниже. Какой путь лучше – решать вам самим. Выбирая свой путь на стоках, отталкивайтесь не только от потребности в свободном творчестве, но и от прогноза успешности и востребованности такого творчества на мировом стоковом рынке.

При анализе рынка стоковой фотографии важно понимать, за счет чего покупаются ваши работы. И воспринимать неудачи адекватно. Рынок настолько специфичен, что меняется каждый день, благодаря появлению новых игроков. Поэтому делать фотографии одного и того же конъюнктурного уровня – значит становиться невостребованным и забытым.

Если говорить о работе команды, то анализ рынка – это, на наш взгляд, личное дело каждого участника процесса создания стоковой фотографии. Можно, конечно, полагаться на аналитика, но все-таки отслеживать рынок должен каждый, особенно, фотографы. Для этого нужно быть человеком, во-первых, не ленивым, а во-вторых, заинтересованным. Потому что в команде, созданной для максимального рабочего эффекта, всегда есть риск, что кто-то из коллег начнет целиком зависеть от чужого функционала. И не просто зависеть, а довольствоваться малым. И правда – зачем фотографу лишний раз садиться за монитор и идти по стокам, проводя сравнительный анализ своих и чужих работ? Ведь всегда можно положиться на обобщенное мнение аналитика и арт-директора, которые укажут, что нынче в моде. Во избежание этого, аналитику не рекомендуется давать никакой конкретики. Его задача – задать направление мысли, которую должны продолжить фотографы, чтобы понять тенденцию, либо создать свою. Необходимо заставить людей думать, анализировать, принимать решения. Иначе вы рискуете попасть в ситуацию, которую вряд ли избежал хоть один начинающий фотограф. Речь идет о тех случаях, когда фотографы берут подборку успешных стоковых фотографий и копируют их со своими моделями. Причем речь идет не о повышении собственного уровня за счет подражания настоящим мастерам своего дела, а о банальной лени и отсутствии мотивации для создания по-настоящему уникальных, отточенных работ. Это одна из главных проблем, которые могут появиться в любой команде – следование по проторенной дорожке и отказ от экспериментов.

 

Как правильно организовать съемочный процесс или подготовка фотографа к съемке

Как правильно организовать съемочный процесс, чтобы все работало, модели были в нужном виде и состоянии, и при этом ничто не отвлекало от съемки – вопрос непростой и зачастую очень болезненный для творческих людей, которые любят «творить», а не решать административные вопросы. Несмотря на то, что в нашей компании есть человек, который берет на себя всю подготовительную работу, обеспечивая съемочную площадку всем необходимым, нельзя не признать, что часто неподготовленность самих фотографов к съемке негативно влияет на весь процесс. Бывает, что фотографы не предупреждают вовремя о реквизите, который может понадобиться во время съемки, поэтому в нашей команде есть договоренность о том, чтобы фотографы сами себе обеспечивали несложный реквизит и максимально готовились к съемке заранее. Так происходит у нас в команде. Тем, кто работает по одиночке, мы советуем тщательно продумывать план съемки, чтобы не тратить время на поиски необходимого реквизита в последний момент.

Мы рекомендуем также работать по ежемесячному плану, в соответствии с которым мы работаем день в день, тема в тему. Так у нашего кастинг-менеджера есть возможность заранее узнавать у фотографов и художника-постановщика, какое место, реквизит, одежда и аксессуары нужны для съемок. Но если идея возникает в день съемок, кастинг-менеджер уже ничем не может помочь. Поэтому в нашей компании есть условие – если фотограф не дал задание кастинг-менеджеру  раньше, чем за три дня до съемки, это не значит, что реквизита не будет, но не значит также, что будет. Это попытка приучить штат к дисциплине. Мы хорошо помним первое время, когда модели шли не работать, а развлекаться, и при этом фотографы позволяли себе часовые опоздания. Естественно, с таким подходом в любой деятельности, чем бы вы не занимались, претендовать на профессионализм, признание коллег, партнеров, уважение конкурентов и какие бы то ни было серьезные деньги, вы навряд ли сможете. Помните, что репутация на рынке - признак вашего профессионализма.

 

Подбор моделей и работа с ними

Подбор моделей и работа с ними – у нас задача кастинг-менеджера. Как правило, он занимается организацией всех съемочных процессов для всех съемочных групп, как штатных, так и внештатных. И, уже исходя из темы съемки, ведется подбор и поиск моделей, ведение, обновление базы данных моделей, поиск партнеров. Основная часть партнеров – это партнеры по съемочным площадкам. Есть партнеры по аренде одежды, реквизита. Кастинг-менеджер занимается заключением соглашений, в том числе ведет документацию с партнерами, вносит деловые предложения и так далее.

Важный момент - ежедневное подписание соглашений "модел" релизов, они подписываются в зависимости от темы съемки. Постоянно ведется поиск и подбор реквизита, аксессуаров, составляется график съемок. Прибавим к этому ответственность за расходную часть фотостудии, поддержание командного духа среди моделей, их ответственного отношения к деятельности фотостудии.

Модели - это отдельная и, на наш взгляд, очень важная тема в стоковой фотографии. Поэтому им посвящен отдельный раздел, в котором мы подробно рассказываем о наших тонкостях работы с моделями.

 

Работа с партнерами (интерьеры, одежда, реквизит)

Съемочные площадки
К потенциальным партнерам мы идем с предложением о взаимовыгодном сотрудничестве от компании «PressFoto». Чаще всего заранее, то есть на этапе строительства новых бизнес-центров, отелей, кафе и прочих интересных нам мест. Партнер предоставляет нам место для съемок, а мы предлагаем в ответ свои услуги, как профессиональной фотостудии. При этом с партнерами по интерьерам мы разработали отличную схему, которую предлагаем применять всем, потому что она действительно работает. С нами соглашаются работать в 99,9% случаев. Схема очень проста: наша компания готова выполнить работу по заданию партнера (с нашим стилистом, фотографами, моделями, с последующей дизайнерской обработкой фото), если за один этот съемочный день партнер готов будет предоставить нам свое помещение три раза. Получается сотрудничество по принципу «три к одному». Как правило, все партнеры соглашаются.

мы также можем работать, скажем так, параллельно. То есть, если партнеру нужны фотографии, которые наша компания может предоставить со съемки, то мы предоставляем их без прав эксклюзивности, подписывая соответствующие документы о передаче прав (грубо говоря, как-будто они купили фото на стоке). Это также считается нашей ответной услугой. С большинством партнеров стараемся обговаривать долгосрочное сотрудничество. Если есть необходимость, заключаем типовое соглашение на проведение фотографической съемки, в котором описываются все условия.

Думаем, каждый на своем опыте знает, насколько важна документальная часть процесса в России! При договоренностях «под честное слово» у партнеров часто возникают «более приоритетные задачи», нежели выполнение обязательств перед вами. Документы обеспечивают большую степень доверия, надежности и прозрачности отношений. Поэтому, если партнер не против, мы стараемся оформлять отношения с ним документально.

Одежда и реквизит
Для нас главный аспект заключается в том, что мы не считаем нужным платить за аренду одежды. К тому же мы не можем работать с магазинами, которые придерживаются строгих контрактов с брендами и работают по федеральной рекламе. То есть предложить им съемки с нашими моделями мы не можем, а взять одежду на условии рекламы лейблов - тем более, в связи со спецификой стоковой фотографии (никаких логотипов!). Поэтому мы работаем с партнерами, которые не связаны контрактами с торговыми марками. Если вы - хороший фотограф, договориться с такими партнерами не составит для вас сложности. Им всем рано или поздно нужны будут качественные фотографии для рекламы своего продукта.  Партнеров по реквизиту найти еще проще, если это опять же не федеральная сеть.

 

Съемка

Процесс съемки у каждого свой. Это мы поняли, глядя на работу наших фотографов. У каждого из них свой подход к созданию стоковой фотографии, свое мнение о постановке света, работе с моделями и так далее. И мы вряд ли найдем два похожих мнения на тему непосредственно съемки. Зато каждое из них будет ценным опытом отдельно взятого профессионала. Мы попытались объединить опыт наших фотографов и проследить процесс съемки, благодаря накопленному ими профессионализму.
Вообще, поставим для начала вопрос – из скольких кадров один бывает удачным? Отслеживая двухгодичный опыт, мы поняли, что в самом начале нашей работы для стоков ни один снимок не доходил до совершенства. Притом, что совершенства нужно добиваться в простых сюжетах, типовых ситуациях. Сейчас во время съемки одного сюжета в течение 1 часа мы получаем 50-100 снимков, из которых можем выбрать 2-4 кадра. Итак, как мы получаем эти кадры, выведшие нас в топ-8 лидеров?

В создании стоковой фотографии мы всегда отталкиваемся от идеи. Обязательно должен быть главный визуальный объект. Тут есть большое отличие между стоковой и не стоковой фотографией. Если мы возьмем обычную фотографию, то почти всегда сможем найти в ней многослойность, разные линии сюжета, штрихи, намеки и недосказанность, которые предлагается обдумывать зрителю. А в стоковой фотографии очень важно сразу попасть в нужный центр. Иллюстрация должна быть четкой. Тут же возникает вопрос о композиции – должна она быть простой или сложной, равновесной или нет, классической или оригинальной. Наша команда пришла к выводу, что реклама – достаточно консервативная сфера бизнеса, которая боится рисковать. Поэтому композиция должна быть ближе к классической. Очень часто креативная идея может не иметь успеха. Причиной этому может быть то, что рядовой покупатель редко воспринимает по-настоящему оригинальные идеи. Он просто не сможет оценить необычный ход. Мы заметили, что на стоках лидерами продаж всегда являются фотографии с классической композицией. Хотя рядом стоят совершенно оригинальные идеи с головоломным цветом. Но покупаются первые. И все-таки иногда важно рискнуть и отойти от канонов. И мы это делаем, чтобы идти вперед и создавать свои тенденции.

Добиться удачного кадра нам помогает простая схема:
1. четко выделенная идея (хотя бы одна идея или концепт должны читаться сразу)
2. отсутствие лишних деталей
3. позитивное настроение фотографии
4. светлые тона
5. выверенная классическая композиция
6. съемка на белом, либо светлом фоне

Если брать тех же лидеров рынка, можно заметить, насколько выверены и тщательно выстроены их кадры. Хорошая фотография требует тщательного серьезного подхода. Случайно или наспех снять фотографию, которая войдет в топ продаж, не получится. Каждый прием создания успешной фотографии нужно тщательно продумывать в соответствии с требованиями рынка. Мы часто видим, что многие фотографы не задумываясь применяют штампы и не доводят идею фотографии до конца, перекладывая часть работы на других участников процесса. Например, снимая на сером фоне, фотограф перекидывает часть работы на дизайнера, а дизайнер просто не сможет до конца вычистить фон и работа обоих пропадет зря. Таким участникам стокового рынка не на что рассчитывать.

Кстати о фоне, свете и цвете. Для многих фотографов постановка света – это любимый процесс. Большинство из них считает, что главный прием в стоковой фотографии – это белый фон. И эта мысль подтверждается продажами, поскольку с такими фотографиями удобно работать дизайнерам. Однако, есть мнение, что освещение может быть разным – и белым, и серым, и черным, и цветным. И все же сток любит светлые тона. Чаще всего темные фотографии в мрачных тонах имеют меньшую покупательскую способность. Мы не советуем экспериментировать с другими цветами, пока вы не научитесь идеально выставлять белый свет. На это требуются часы, но результат того стоит. Научитесь ставить классический свет, и вы увидите, насколько удачными буду ваши работы, в которых будет виден главный объект снимка, а не размытая идея в серо-бурых тонах. Простой свет – четкий контур в кадре. Хотя мы заметили намечающуюся тенденцию к более сложным цветам и настроениям в фотографиях на стоках последнее время. Возможно, эта тенденция идет с фотобанков на стоки, взять хотя бы союз Getty и iStock. И все же, основа основ стокового рынка – светлый фон и читаемый акцент.

Мы также часто слышим выражение «пересвеченный фон». Это некорректный термин среди профессионалов. Бывает абсолютно белый фон, бывает чересчур яркий, который стирает границы между моделью и фоном, но мы не знаем такого понятия, как «пересвеченный фон», и рекомендуем остальным им не пользоваться. В любом случае фотография с засвеченным фоном не пройдет через экспертов на стоковых фотобанках. Другое дело – фотографии с идеально белым фоном, с которыми проще всего работать. Хотя тут небольшой парадокс: если посмотреть на топ продаж, мы не увидим там фотографий на белом фоне. Очевидно, такие работы настолько закончены, что с ними ничего больше не нужно делать. Они – готовый рекламный продукт.

 

Дизайнерская обработка

Требования к обработке фотографий есть на каждом стоковом фотобанке. По опыту знаем, что самый требовательный стоковоый фотобанк – это iStock, именно здесь чаще всего замечают пятна на сенсоре, требовательны к хроматическим абберациям, артефактам, пересвеченному фону, самым незаметным логотипам на маленьких пуговках и так далее. Если вы профессиональный фотограф, вам наверняка знаком процесс собственноручной обработки фотографий и вся карманная терминология дизайнера. Тем более, что существует огромное множество специализированных книг про фотошоп и прочие программы. Но у стоковой фотографии есть свои особенности.

Главная задача дизайнера – довести идею до конца. Для этого используются такие приемы, как перекомпановка кадра, когда нужно «переместить» акцент в нужное место. Часто приходится убирать из кадра какие-то элементы, которые не заметил фотограф. В кадре не должно быть лишних предметов – розеток, пультов сигнализации, пыли, не стертой со стола или с монитора, кружек, забытых на заднем плане, и так далее. Все это обязательно нужно убирать, чтобы кадр был идеальным. Можно и добавлять предметы в кадр, если не хватает чего-то композиционно. Например, съемка прошла на улице, а небо неподходящего цвета. Тогда нужно рисовать голубое небо с облаками, снятыми ранее. То есть доводить фотографию до идеи.

Что касается работы с моделями, тут свои приемы. Плагин портретуры, например, мы считаем необходимым использовать не более, чем на 30%, чтобы не было заметно его использования. И никогда не используем искусственное увеличение резкости на фотографиях!

Еще есть особенность у наших челябинских моделей, которые живут, в общем-то, в холодном климате – синяки под глазами. Их следует тушевать, чтобы модели не выглядели усталыми. Бывают также обгрызенные ногти, которым приходится «делать» маникюр. Родинки мы рекомендуем убирать, потому что на стоках их часто принимают за пятна на сенсоре.

Очень важный момент – это работа с одеждой. Обязательно следует убирать все логотипы! Складки на одежде убирать так же необходимо, за этим должны следить либо фотограф, либо стилист. Одежда должна быть поглажена до съемки, иначе дизайнеру придется попотеть, чтобы поработать с текстурой одежды – это самый трудный момент, наверное. Такая обработка складочек может занять уйму времени, которого обычно всегда не хватает.

Дизайнер также может изменить цветовую гамму. Мы считаем, что дизайнеру помимо собственно обработки изображения иногда нужна свобода, чтобы работать с фотографиями на свое усмотрение. Например, фотограф просит оставить ту же цветовую гамму, что была. А дизайнер ее изменил по-своему, и фото вышло в топ продаж. Такое тоже бывает, главное – не бояться экспериментов. В рамках поставленных задач, разумеется.

Не лишним будет кивнуть в сторону фотографов: в идеале фотограф должен делать все возможное, чтобы технически работа была максимально выполнена. Потому что при большом объеме работы дизайнерам проблематично убирать одни и те же пятна на сенсоре, исправлять недостатки света. Представьте, сколько времени займут такие операции в работе с двадцатью одинаковыми фотографиями. Поэтому необходимо устранять возможные недостатки сразу во время съемки. При согласованной работе дизайнеры обычно напоминают фотографам об их ляпах и упущениях, подсказывают, на что нужно обратить внимание.

При этом ошибок не избегают и сами дизайнеры. Скажем, при цветокоррекции, когда в финале обработки фото выглядит неярким, недостаточно привлекательным. Как правило, такие работы просто не попадают в топ продаж. Хотя иногда стоки закрывают глаза на некоторые ошибки вроде пятен на сенсоре или неисправленной композиции. Судите сами, допустимо ли это для вас, учитывая, что даже и прошедшая на сток недоработанная фотография все равно заработает меньше, чем могла бы и вряд ли окупит вложенных в нее времени и средств.

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, напомним, что в работе со стоками нужен постоянный анализ. Для начала можно попробовать копировать приемы, которые используются в обработке топовых фотографий. То есть делать их яркими, контрастными, привлекательными, как любая картинка, использующаяся в рекламе.  На стоковом рынке постоянно меняются тенденции, цветовые гаммы. У кого-то появляются новые идеи по обработке фотографий, и такая специфика становится популярной в данный момент. Но для того, чтобы стать лидером, необходимо переходить от подражания к созданию собственного стиля, тщательному подходу к проработке и воплощению своих идей. Ведь каждый профессионал является носителем уникальных мыслей, замыслов и приемов их создания. Мы готовы обмениваться идеями, делиться своим видением и принимать к сведению ваше мнение для дальнейшего развития на рынке.

 

Составление ключевых слов

При загрузке фотографий всегда используйте максимум ключевых слов, обычно их количество равно пятидесяти. На некоторых банках – до восьмидесяти. От того, насколько верным будет подбор ключевых слов, и от того, чем больше будет их количество, зависит успех каждой фотографии. Никогда не упускайте шанс сделать свою фотографию максимально популярной и доступной.

Как подбираются ключевые слова? В нашем случае есть определенный набор слов на популярные темы, некая основа для самых востребованных тем. Но шаблоны есть, конечно, не на все случаи. Скажем, если мы делаем фотографию на бизнес-тему, но на ней изображен предмет (лэптоп, например), мы не можем включить в описание такие шаблоны, как businessmen, businesswomen, businesspeople и так далее. Если изображены руки, мы опять же не можем упоминать «людей». Максимум – добавим, что это женские руки. Также есть ключевые слова, которые востребованы в определенный сезон. В сентябре это слова, связанные с темой образования. А перед новым годом мы включаем слово «год» к описаниям почти всех фотографий, потому что с одной стороны слово «год» относится к человеку, с другой – новогоднему празднику. Идея в том, что есть определенные ключевые слова, которые включаются в описание фотографии скорее для ее продвижения на рынке, однако мы всегда следим за тем, чтобы «маркетинговые» слова всегда были релевантны изображению – этого не просто добиться, но для нас это обязательное условие. «Флуд» в ключевых словах для нас неприемлем.

 

Загрузка фотографий на фотостоки

На данный момент мы загружаем весь наш объем фотографий на все стоковые фотобанки через StockerHelp. Это удобно. Намного удобнее и быстрее ftp-менеджеров. Говоря откровенно, StockerHelp мы изначально создавали исключительно для собственных целей и потребностей. Это касается всех сервисов проекта, в особенности, - загрузки, статистики и сортировки. Но потом мы решили, что наш ресурс может пригодиться всем людям, заинтересованным в знакомстве с нами, и приняли решение выложить наши разработки в открытый доступ.



Комментарии к статье:


15.01.2014 23:10. написал:
Согласен!Эти фотки отфотожобенные не фотографии!Зачем фотоаппарат-рисуйте в к л редакторе из дома!

04.01.2013 13:46. dmitrymakarchenko@gmail.com написал:
По моему уж куда лучше выучить несложные правила рынка фотостоков, нежели быть горе-фотографом работающем на заводе всю жизнь. Либо жить на деньги родителей...

21.10.2012 00:18. koshkagr@mail.ru написал:
Очень интересная статья! Спасибо!=)

21.08.2012 05:29. 1hax@mail.ru написал:
насчет резкости не согласен... статья рассчитана на новичков в этом бизнесе: а у них, как правило, далеко не пятый марк с парком L-ек. Если бы я на снимках со своей бюджетной зеркалки с китом не поднимал резкость - наверное даже экзамены бы не сдал на фотобанки...

16.10.2011 13:21. noname1@inbox.ru написал:
тошнит от этой коммерции. Вместо творчества - изучение рынка и выдача на поток дебильно-пазитивного, высветленного, бесконфликтного, пластмассового "продукта".
Ненавижу это ваше стоковое фото.