PressfotoShutterstockFotoliaStockXpertDreamsTimeBigStockPhotoCrestock123rfCanStockPhotoiStock
Рекомендуемые ссылки
Обзор сервиса StockerHelp

Бесплатная онлайн служба
для загрузки фотографий


Конфиденциальность

Почему нам можно доверять

Рынок стоковой фотографии. Обзор индустрии.

Как и любой другой вид бизнеса, рынок стоковой фотографии имеет ряд своих устоявшихся правил и особенностей. Поэтому, любой, кто пытается извлечь выгоду из продаж своих работ через фотостоки должен представлять, что и как здесь работает. На самом деле здесь нет ничего особенно сложного. Во всяком случае, можно смело утверждать, что это не квантовая физика. Время и уникальность играют здесь основополагающую роль. Фотографию можно продать дорого, тому, кому важна уникальность. Но можно продать и дешево, при этом, не обещая покупателю, что этот же снимок не появится завтра в рекламе конкурента. От этого подхода зависит и вся юридическая база стоковых фотобанков, за исключением, пожалуй, соглашения между фотографом и моделью. Без этого документа продавать фотографию не возьмется ни фотобанк, ни фотосток. Для тех, кто слабо понимает отличие между первым и вторым, поясним разницу.

 

Фотобанк и фотосток. В чем разница?

По сути, единственное весомое отличие между фотобанками и фотостоками в настоящее время – это объем прав на использование фотографий и их стоимость. 10 лет назад фотостоков не существовало. До появления первого стока в мае 2000 года, рынок фотографий поделили несколько крупных фотобанков, в том числе – небезызвестный Corbis Билла Гейтса, чья база фотографий копилась еще с 80-х гг. С фотобанками работали лучшие фотографы, их работы покупали самые влиятельные издания, которые готовы были платить тысячи долларов за эксклюзивный снимок. Так было, пока в один прекрасный день предприимчивый канадский парень Брюс Ливингстон не предложил вариант публичной оферты для первого в мире фотостока – iStockphoto.com. На этом фотостоке не существовало никакой претензии на эксклюзивность, фотографии были просты и качественны, и любой покупатель мог купить одни и те же изображения очень дешево и быстро, потратив минимум времени на поиск, а на покупку – от 25 центов. Сумасшедший демпинг, не правда ли? С появлением фотостоков, издатели избавились от дорогостоящего решения проблемы с организацией собственного съемочного процесса, либо сэкономили на покупке эксклюзивных работ с фотобанков.

Кстати говоря, сейчас вовсю обсуждается мысль о том, что стоки поглощают банки. По некоторым версиям фотографии со стоков удовлетворяют почти все запросы, они высококачественны и доступны. В то время как фотобанки предлагают слишком дорогостоящий и не всегда нужный набор прав на изображения. И все же нельзя сказать, что ажиотаж вокруг этой темы оправдан – и те, и другие будут прекрасно уживаться. Во всяком случае, мирное сосуществование банков и стоков на протяжении почти десятка лет и совершенно неравные доли их доходов говорят сами за себя. Для наглядности приведем официальные данные о выручке игроков рынка за 2007 год, опубликованные в Business 2.0 Magazine или на сайтах самих фотостоков.

Фотобанки:

Gettyimages - $ 807 миллионов
Corbis - $ 251миллион

Фотостоки:

iStock – $72 миллиона
Shutterstock – более $10 миллионов
Fotolia – менее $10 миллионов
Dreamstime – менее $10 миллионов

В ситуации, когда доход лидера рынка среди фотостоков в 11 с лишним раз меньше дохода лидирующего фотобанка, а ориентировочный совокупный доход всех фотостоков в пять раз меньше дохода одного! игрока на рынке фотобанков, мы считаем, что слухи о том, что «фотостоки забирают серьезную долю рынка у фотобанков», несколько преждевременными. 

Такая тенденция действительно намечалась. Именно поэтому GettyImages в феврале 2006 года купил iStockPhoto за $50 миллионов со словами: «Если какая-то компания собирается поглотить мою компанию, пусть уж лучше это будет моя компания». Через два года в феврале 2008 фотобанк GettyImages был куплен инвестиционной компанией Hellman and Friedman за $2,4 миллиарда. В итоге - фотобанк Getty Images и фотосток iStockphoto сейчас находятся в одних и тех же руках.

 

Основные фотостоки

Основные стоковые фотобанки:

iStockPhoto
Shutterstock
Fotolia
Dreamstime
StockXpert  
Bigstockphoto
Crestock
123rf

Подробные описания каждого стока есть на многих Интернет ресурсах, так или иначе относящихся к стоковой фотографии, поэтому мы ограничились только их перечислением.

 

Виды лицензий

На фотобанках и фотостоках существуют следующие виды лицензий:
• Rights-Managed
• Rights-Ready
• Royalty-Free
• Editorial

Лицензия Rights-Managed подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. Стоимость такой лицензии рассчитывается исходя из размера изображения, вида, длительности и географии его использования. Если конечный клиент покупает фотографию по лицензии Rights-Managed, он должен будет предоставлять информацию о деталях использования фотографии. Для расчета конечной цены покупателю предлагается воспользоваться электронным калькулятором на сайте фотобанка или обратиться напрямую в отдел продаж. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии Rights-Managed.

Лицензия Rights-Ready подразумевает использование фотографии для конкретной цели или в конкретном проекте. Покупателю необходимо предоставить уточняющую информацию о том, как именно будет использоваться фотография – в каком проекте и в каких целях. При этом клиент не платит дополнительных отчислений, если повторно использует изображение  в том же проекте с теми же целями, как было обозначено заранее.

Лицензия Editorial подразумевает использование фотографии не в целях рекламы, маркетинга или продвижения продукта на рынок, а исключительно в целях иллюстрации информационного повода. При использовании фото по лицензии Editorial все люди, присутствующие на снимке, обязаны передать права на коммерческое использование снимка с их изображением, и не имеют права требовать никакого вознаграждения с покупателя.

Из всех перечисленных лицензий к стоковому рынку имеет отношение только лицензия Royalty-Free. Остальные лицензии используются только на фотобанках. Royalty-Free – это лицензия, приобретение которой дает возможность использования изображения неограниченное количество раз без дополнительных отчислений. Стоимость лицензии Royalty-Free основана на размере фотографии и количестве покупателей, которые могут ее использовать. Покупатель не платит никаких отчислений за использование изображения в различных проектах, но права на это использование принадлежат только покупателю и не могут быть переданы третьим лицам.

 

Модел и проперти релизы

Если вы – стоковый фотограф, вы не можете загрузить свою работу на сток без сопровождающих "модел" или "проперти" релизов. Это означает, что если вы снимаете людей и интерьеры, вы обязаны дать на подпись моделям и владельцам помещений, которые используете для съемок, так называемый релиз – документ, подтверждающий заключение соглашения между моделью и фотографом, либо между владельцем помещения для съемок и фотографом. В релизе документально подтверждена передача прав от модели (владельца помещения) вам, как фотографу, на коммерческое использование образа модели (интерьера) в сделанных вами фотографиях. Также модель (владелец интерьера) отказывается от каких-либо прав на фото с его изображением, а также от любых претензий, которые могут возникнуть у него в ваш адрес.   

Примеры таких документов есть на каждом стоке, их можно использовать. В нашем случае "модел" и "проперти" релизы составлялись самостоятельно. То есть юрист проанализировал варианты релизов в рамках международного и российского права, а затем создал идентичный вариант, в котором международное правовое поле не противоречит российскому правовому полю. Наши релизы удовлетворяют требованиям всех стоковых фотобанков. Вы можете скачать их в разделе "Документы". Это опыт, которым мы готовы делиться.

 

Ведущие фотографы рынка

Ведущие фотографы рынка

Среди фотографов (иллюстраторы не включаются), присутствующих на рынке, мы выделим 10 человек помимо нас ,и намеренно не будем распределять их по местам или писать данные о продажах их фотографий. Во-первых, официальных рейтингов не существует, во-вторых, рынок меняется каждый день, и, соответственно, позиции игроков на нем, и, в-третьих, мы считаем, что на портфолио каждого из перечисленных фотографов или коллективов стоит обратить внимание как новичкам, так и профессионалам - это высшая лига.
 
• Юрий Аркурс (Фааруп, Дания)
Появление на рынке: осень 2005   www.arcurs.com
Ник: Yuri Arcurs, Yuri_Arcurs

• Андрес Родригес (Лондон, Великобритания)
Появление на рынке: конец 2004   www.andresr.com 
Ник: Andresr

• Лайз Гэйн (Квебек, Канада)
Эксклюзивный фотограф iStock, с мая 2008 – арт-директор iStock
Появление на рынке: весна 2003     www.lisegagne.com
Ник: lisegagne

• Студия MB Photo
Эксклюзивный фотограф iStock
Появление на рынке: весна 2005  
Ник: DNY59

• Шон Локк (Колвилль, Миссури, США)
Эксклюзивный фотограф iStock
Появление на рынке: лето 2004 www.digitalplanetdesign.com
Ник: sjlocke

• Диджитал Савант (Лейк Стивенс, Вашингтон, США)
Эксклюзивный фотограф iStock,
Появление на рынке: весна 2003  
Ник: jhorrocks

• Caracterdesign
Эксклюзивный фотограф iStock
Появление на рынке: весна 2004  
Ник: caracterdesign

• Рон Чэпл (Северная Каролина, Шарлота, США)
Появление на рынке: начало 2007   www.iofoto.com
Ник: iofoto

• Лив Фриис Лаарсен (Швеция)
Появление на рынке: осень 2004   Количество продаж на iStock: 47’000
Ник: Liv friis-larsen, loooby

• Зольт Нюляжчжи (Будапешт, Венгрия)
Появление на рынке: весна 2006   www.nitor.hu/photo
Ник: Zsolt Nyulaszi, nyul

Русскоговорящих фотографов, успешно трудящихся на ниве стоковой фотографии, также немало. Мы хотим обратить ваше внимание на следующих:

• Галина Барская (Сан Хосе, Калифорния, США)
Появление на рынке: весна 2004 
Ник: Galina Barskaya, barsik

• Елена Елисеева (Торонто, Канада)
Появление на рынке: осень 2005 www.elenaphoto.com
Ник: Elena Elisseeva

• Ирина Курхан (Монреаль, Канада)
Появление на рынке: осень 2005 
Ник: Kurhan

• Лев Долгачев (Таллин, Эстония)

Появление на рынке: осень 2005   www.dolgachov.com
Ник: lev dolgachov, dolgachov

• Павел Лосевский (Москва, Россия) 
Появление на рынке: лето 2005 
Ник: Losevsky Pavel



Комментарии к статье:


30.04.2014 15:47. написал:
There\'s a three month trial period

30.04.2014 15:47. написал:
There\'s a three month trial period

30.04.2014 15:47. написал:
There\'s a three month trial period

05.03.2014 08:11. написал:
What\'s the current interest rate for personal loans?

05.03.2014 06:12. написал:
Where\'s the nearest cash machine?

05.03.2014 01:53. написал:
A law firm

05.03.2014 01:23. написал:
I\'m not interested in football

04.03.2014 05:55. написал:
Another year

02.03.2014 12:51. написал:
Go travelling

01.03.2014 22:39. написал:
Gloomy tales

01.03.2014 09:48. написал:
Wonderfull great site

28.02.2014 23:57. написал:
I\'m a housewife

28.02.2014 08:53. написал:
I\'m retired

12.01.2014 06:06. написал:
Where\'s the postbox?

12.01.2014 03:24. написал:
Jonny was here

06.12.2013 05:03. написал:
In a meeting tadacip generica the total health care of the Discuss with the preceptor